Лодка мкм технические характеристики. Моторная лодка мкм. Оборудование и комплектация
Моторные лодки являются наиболее распространенным средством передвижения по небольшим водоемам, а также по прибрежным районам морей и океанов. Удобность этого вида транспорта заключается в том, что само средство передвижения является сравнительно недорогим, и, кроме того, не требует больших расходов на топливо или комплектующие. Лодка свободно может доставить несколько человек в нужное место в самые сжатые сроки, а ее управлением может овладеть даже ребенок. Наиболее часто такой транспорт используется для морских прогулок, патрулирования территории, а также для рыбалки.
Лодка «МКМ» является одним из наиболее ярких представителей этой категории транспорта. Все дело в том, что она успешно сочетает в себе несколько очень ценных технических качеств, являющихся востребованными среди отечественных клиентов. Стоит отметить, что сегодня на рынке можно найти большое количество бракованной или поддельной продукции. Так что покупать стоит только те лодки, что прошли сертификацию, а еще лучше – обращаться к фирменным реализаторам этой продукции.
Технические характеристики лодки «МКМ»
Если коротко, то все данные об этом транспортном средстве можно представить в следующей форме:
- наибольшая длина – 410 сантиметров;
- максимальная ширина – 152 сантиметра;
- высота борта в минделе – 57 сантиметров;
- величина угла килеватости дна в транце – 2 градуса;
- расчетный вес вместе с оборудованием и снабжением – 150 килограмм;
- грузоподъемность – 400 килограмм;
- пассажировместимость – 4 человека;
- максимальная мощность устанавливаемого мотора – 25 лошадиных сил;
- максимальная скорость с самым мощным мотором и полной загрузкой – 32 километра в час.
Полезные усовершенствования лодки «МКМ»
Общее описание лодки
Эта модель моторных лодок начала выпускаться в шестидесятых годах прошлого века. В качестве базиса для нее был взят более старый образец – моторная лодка «МК29».
От этой модели «МКМ», кстати, унаследовала большое количество деталей и особенностей. В частности, обводы. Основной причиной для создания таких лодок стало моральное и физическое устаревание моделей лодок «Казанка», которые могли работать только с моторами мощностью, не превышающей 12 лошадиных сил.
Тем не менее обустройство «МКМ» для более мощного мотора создало свои трудности. В частности, появилась проблема передвижения по волнующейся водной поверхности. Эту лодку можно использовать только в практически полный штиль, так как встречные волны, с силой ударяющиеся в нос, будут забрызгивать практически все, что находится внутри, и, в частности, кокпит. Само собой, пассажиры при этом будут также находиться далеко не в самых комфортных условиях.
Корпус лодки МКМ
Корпус лодки целиком изготовлен из сплава дюралюминия, и имеет толщину, не превышающую одного миллиметра. Саму конструкцию, как это было принято в те годы, когда она только разрабатывалась, изготавливали посредством заклепок. Среди характеристик лодки «МКМ» нельзя не отметить днище, которое характеризовалось плоской килеватостью с соответствующим показателем, не превышающим двух градусов. Само собой, это весьма негативно сказывается на устойчивости плавательного средства.
Существенным недостатком лодки являются также крайне низко расположенные скулы. Они не обеспечивают практически никакой защиты от брызг, а потому многие владельцы пытаются решить эту проблему самостоятельно. Возле бортов устанавливаются дополнительные заборники, которые выполняют функцию брызгоотражателей.
Стоит, однако, отметить и неоспоримое преимущество лодок этой модели. Они обладают невероятной устойчивостью, находясь в неподвижном состоянии, что является очень важным фактором комфорта пользователя в процессе эксплуатации.
Тот факт, что борта сходятся в корме сверху, как нельзя лучше этому способствуют. Кроме того, блоки, обеспечивающие плавучесть, находятся в двух местах лодки «МКМ».
Мореходные качества лодки «МКМ»
Использование моторной лодки «МКМ» существенно ограничивается высотой волны на водной поверхности. Если этот показатель превышает 30 сантиметров, это значит, что эксплуатация не рекомендуется, так как это может быть небезопасно. Само собой, это сужает диапазон случаев и ситуаций, когда на этой лодке можно выйти в море, или поплавать по широкой реке или большому озеру.
Кроме того, если будет хоть немного превышен показатель нужного количества лошадиных сил, лодка может начать вести себя совершенно неадекватно, и при этом существенно снизятся все показатели безопасности. Именно поэтому основная сфера эксплуатации техники такого рода – это кратковременные прогулки по прибрежной зоне и небольшим водоемам, а также стояночная рыбалка в этих самых небольших водоемах. Кроме того, она прекрасно себя показала на малых реках.
Основные данные мотолодки «МКМ» | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 4,10 |
Ширина наибольшая, м | 1,52 |
Высота борта на миделе, м | 0,57 |
Угол килеватости днища на транце | 2° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 150 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 25 |
Скорость под мотором 25 л. с. с полной нагрузкой, км/ч | 32 |
Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ» , спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л. с. В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» - единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мотолодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.
Общее расположение мотолодки «МКМ»
Корпус - клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора - штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы - 1 мм. Система набора - смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками. На стоянке в моторный отсек может быть уложен подвесной мотор и отсек закрыт сверху металлическими крышками. Форпик объемом 168 л вместе с 90-литровым герметичным ящиком под кормовой банкой обеспечивает .
Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке. Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца «МКМ» зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу. Для устранения этих недостатков консультантами журнала «Катера и Яхты» была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодки «МКМ», однако дальше опытных образцов дело не пошло. Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.
В целом, лодка «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у «Казанки». Кроме того, «МКМ» не обладает никакой «изюминкой», т. е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.
В шестидесятых годах в пользовании многих рыбаков и любителей была известная советская казанка. Мощность мотора, которой не могла превышать 12 лошадиных сил. Это подвигло инженеров-конструкторов на совершенствование моторного изделия и в 1968 году на Ярославском судостроительном заводе в России увидела свет лодка мкм. Кроме казанки, в ее основу были взяты детали МК-29 – более старой модели.
Причины создания
Основная – устаревание предыдущих изделий из легких сплавов. К тому же, как показала практика, казанка оказалась небезопасной для плаванья с мотором свыше 12 лошадиных сил.
Но все же конструкторы посчитали целесообразным оставить в новой моторной лодке мкм аналогичное устройство корпуса.
При создании теоретических чертежей использовался проект МК-29, которая отличалась обводами днища плоско-килеватой формы, слегка заваленными бортами внутри транца.
Среди рыбаков лодка получила название – ярославка.
Новое судно позволяло использовать в оснащении мотор мощностью уже 25 лошадиных сил.
Но это стало причиной некомфортного передвижения по реках, водохранилищах и любых водоемах с заметным течением. Волны, ударяясь о нос судна, забрызгивали водой кокпит, пассажиров.
На фото показана модель мкм, оборудованная мотором, установленная на специальный прицеп для транспортировки.
Поэтому владельцы мкм стараются выходить на воду в полный штиль либо плавать на ней только в водоемах со стоячей водой.
Рабочие показатели
Производитель указывает на такие технические характеристики лодки мкм:
- Максимальная длина – 4,1 м.
- Максимальная ширина – 1,52 м.
- Высота борта на миделе – 0,57 м.
- Угол килеватости на транце – 70, на миделе –20.
- Допустимая мощность подвесного мотора – 25 л. с.
- Сухой вес – 157 кг.
- Грузоподъемность – 400 кг.
- Максимальное количество пассажиров – 4.
- Тип лодки – гребная, моторная.
- Встроенный мотор – нет.
- Технология соединения деталей – клепка.
- Материал – металл – дюралюминий.
Это клепаная дюралевая конструкция из сплава марки Д16ФТ. Часть деталей – алюминиевая смесь с добавлением магния АМг5М. Используются в комплектации и дюралюминиевые профиля.
Весомый недостаток судна – низко установленные скулы, из-за которых все брызги воды летят внутрь лодки и на пассажиров. Бывалые рыбаки решили проблему, придумав вмонтировать возле бортов заборники-брызгоотражатели.
Форма днища – плоская, килеватая. Толщина обшивки палубы, днища – 1 мм. Объем форпика – 168 л. Под кормовой банкой находится 90 л полностью герметичный ящик. Он и форпик – гарантия непотопляемости судна.
Блоки плавучести установлены под кормовым диваном, форпиком. Моторный отсек отделяется от кокпита непромокаемыми переборниками. Смешанная система набора – 6 шпангоутов, по днищу проходят стрингеры продольной формы.
Отсек закрывается металлическими крышками. Свободное место в нем можно использовать для укладки подвесного мотора. Кормовые борта сходятся кверху.
Ярославская лодка имеет и важное преимущество – повышенная устойчивость судна в неподвижном состоянии, что делает ее удобной для эксплуатации.
Кокпит
Мкм оснащена кормовым диваном, ветровым стеклом. В комплекте идут деревянные реечные слани. Нос ярославки запалублен. В нем есть багажный отсек, который закрывается люком на замок. Через него есть доступ к передней палубе.
Современная модификация мкм. Качественно выполнен тюнинг корпуса и кокпита.
В бортах зафиксированы две банки, что выполнены из влагостойкой фанеры. К ним металлической дугой монтировались спинки. Спинки на носовых сиденьях – откидные.
Мореходные свойства лодки
Описание мореходных качеств ярославки сводится к таким рекомендациям:
- Выходить на воду при высоте волне не более 25 см.
- Удаленность от береговой линии не должна превышать 1 км.
- Рекомендуемая мощность двигателя – 18 л. с. Больший показатель может привести к опрокидыванию судна при езде по волнам.
- Оптимальные места выхода на воду – пруда, малые реки, притоки, озера.
Это хороший вариант судна для стояночной рыбалки, непродолжительных выездов для прогулок вдоль береговой линии водоема.
Опытные рыбаки, имеющие опыт езды на катерах, сходятся в том, что за счет низко расположенных скул, отсутствия брызгоотбойников, малой килеватости дна выбор акватории для езды на ярославке очень ограничен.
Поэтому многие новички и мастера стали отдавать предпочтения более усовершенствованным вариантам моторных лодок.
В свое время консультанты журнала «Катера и Яхты» советовали инженерам-конструкторам завода оснастить лодку поперечным реданом, скуловыми брызгоотбойниками. В ответ на заводе была принята попытка пробного выпуска рубок для ярославки, но на этом дело и закончилось.
Добиться массового производства так и не удалось.
Способы модернизации ярославки своими руками
Если приложить немного усилий и терпения, то исправить заводские недоработки можно и в домашних условиях. Рассмотрим основные из них.
Устраняем отгиб донной части лодки
Последовательность этапов следующая:
- Расформируем борты по скулам, заклепочные швы на днище, стрингеры с килем. Делаем это по направлению от транца к второму шпангауту, что на корме.
- Выполняем обрезку нижнего края транца на 8 мм и 3 мм перегородки моторного блока.
- В такой же способ сокращаем кромки пластин на борту.
- Стрингеры нужно установить на новое днище, приклепать на место недостающей части транца.
- Конструкция собирается с помощью болтового крепления. Вплотную прижимаются листы обшивки.
- При этом следует осуществлять контроль над обводами днища металлической линейкой. Если такой не найдется, подойдет и рейка длиной 1,5 м.
- Гнезда под заклепку расширяются до 4,2 мм в диаметре. В них укладывается уплотнительная лента. Швы заделывается новыми заклепками.
- По размерам подгоняются профиль киля, скуловые угольники.
Крепеж поперечного редана
В качестве материала рекомендуется лист дюрали толщиной до 1,5 мм. С помощью деревянного молотка деталям придается вогнутая форма. Листы обрабатываются грунтовкой, красятся. Поддерживающие планки лучше сделать из дуба, акации или других твердых пород.
Важно обеспечить плотное прилегание редана к обшивке, в частности его носовой кромки.
Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки. Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем.
Транцевые плиты
Можно изготовить в дополнение к редану. Они позволят регулировать величину угла. Благодаря чему корректируется нагрузка между реданом и плитами и достигается оптимальный дифферент.
Скуловые отбойники
Станут защитой от брызг воды. Основой могут стать легкие сплавы металлов, из которых вырезается полоса. На корпусе монтируется дюралевым уголком. Крепятся на обоих бортах под углом 100 и в 2 м от фортштевня.
Лодка МКМ начала производится в 1968 году, с целью замены легендарной Казанке, которую посчитали недостаточно безопасной на высоких скоростях.
Технические характеристики лодки МКМ во многом повторяли характеристики предшественницы, однако, новая модель имела более высокую устойчивость, улучшенную прочность корпуса и высокий борт.
Благодаря этому, МКМ с мотором 9.9 л.с. показывала себя на высоких скоростях гораздо уверенней, чем Казанка.
Технические характеристики:
Основная часть корпуса состоит из клёпаного дюралевого основания, толщина обшивочного материала – 1мм.
Модель оснащена тремя поперечными балками, защитным стеклом.
2 сиденья, расположенные на носу, дополнены откидными спинками. В носовой части предусмотрен запирающийся багажник. Примерно на середины длины МКМ есть уключины, чтобы вставить вёсла.
Использование МКМ возможно при максимальной высоте волны до 0,25 метра и удалённости от побережья не более 1 километра.
Эта моторная лодка идеально подойдёт для рыбаков, охотников и любителей водного отдыха. На временной стоянке подвесной двигатель можно уложить в специальный отсек и плотно закрыть крышкой.
Лодка достаточно маневренна, проста в управлении и легко проходит допустимую волну. А размеры лодки МКМ позволяют транспортировать её без лишних проблем.
Видео и фото лодки МКМ
Дюралевая моторная лодка МКМ, технические характеристики которой были практически идентичны устаревшей «Казанке», выпущена Ярославским судостроительным комбинатом в 1968 году. Ее основное отличие от предшественницы заключалось в возможности оснащения навесным силовым агрегатом мощностью до 25 лошадиных сил. Тем не менее с таким существенно теряло в мореходности, происходили частые удары носом о воду, способствующие намоканию кокпита. Нормально эксплуатировать плавсредство можно только в спокойном водоеме на удалении от берега не более одного километра.
Устройство корпуса
Рассматриваемые дюралевые лодки имеют корпус из алюминия толщиной один миллиметр. Конструкция элемента выполнена в традиционном стиле, методом клепания. Плоское днище с показателем килеватости на транце в два градуса особо не добавляет плавательному средству курсовой устойчивости. Обводные скулы расположены довольно низко, что практически не защищает пассажиров от брызг. Некоторые умельцы самостоятельно устанавливали дополнительные отбойники различных модификаций.
В районе кормы борта сходятся кверху. Эта особенность вместе с некоторыми другими конструктивными нюансами корпуса составили, пожалуй, единственное преимущество судна, выразившееся в хорошей стояночной остойчивости. Под кормовым сидением и в форпике оборудованы стандартные для тех времен блоки плавучести.
Внутреннее оснащение
Отечественные дюралевые лодки МКМ имеют конструкцию, в которой предусмотрено размещение форпика и моторной части отдельно от кокпита. Между собой они разделены водонепроницаемыми перегородками. В стояночном положении силовой агрегат можно поместить в соответствующий отсек и закрыть сверху металлической крышкой. Непотопляемость обеспечивает 168-литровый форпик и объемный герметичный ящик под кормой.
Судно оборудовано тремя поперечно установленными банками, ветровым остеклением, реечными сланями из дерева. Пара носовых лавочек оснащена откидными спинками. В носовой части под палубой имеется углубление, выполняющее роль небольшого багажника с крышкой и замком.
Лодка МКМ: технические характеристики
Данное плавсредство не блещет особыми или выдающимися показателями. Ниже приведены основные параметры судна:
- длина/ширина/высота по максимуму - 4100/1520/570 миллиметров;
- показатель угла килеватости в донной части - два градуса;
- максимальная мощность - 25 конских сил;
- вес лодки МКМ с оснасткой - 150 килограмм;
- грузоподъемность - 0,4 тонны;
- вместимость пассажиров- 4 человека;
- предельная скорость с нагрузкой - 35 километров в час.
Эксплуатация рассматриваемого судна допускается при высоте волны не более 250 миллиметров, что существенно ограничивает места его использования. Оптимальным силовым агрегатом является мотор мощностью от 12 до 18 лошадиных сил. Большинство пользователей и специалистов сходятся во мнении, что размеры лодки МКМ в сочетании с низким мореходным показателем делают ее конструкцию крайне неудачной. Однако для стояночной рыбалки и прогулок на малые расстояния судно вполне пригодно.
Доработка и ремонт лодок МКМ
Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы.
Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока - на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой. Стрингеры осаживаются заподлицо с новой плоскостью днища, приклепываются на место части транца.
Комплект временно собирается на болты, к нему прижимаются листы обшивки с контролем обводов днища. Для этого подойдет полутораметровая рейка или металлическая линейка. По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.
Второй способ тюнинга
Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.
Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.
Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.
Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.
Заключение
Отечественная дюралевая лодка МКМ, технические характеристики которой практически не отличаются от предшественницы под названием «Казанка», особой популярности среди населения не нашла. Единственное выгодное отличие - возможность установки более мощного навесного мотора. Рассматриваемое плавательное средство может эксплуатироваться с моторами типа "Москва" и "Ветерок".
Основное предназначение - любительская рыбалка и прогулки на тихих водоемах недалеко от берега. Несмотря на все недостатки лодки, имеются и поклонники у этого судна. Приложив немного умения и усилий, можно модернизировать и улучшить ее мореходные качества. В стандартном же исполнении МКМ не имеет каких-либо особых качеств, позволяющих отдать предпочтение этому судну перед другими лодками аналогичного класса.